КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

  • ЗАО «Тульский арматурно-изоляторный завод» в настоящий момент входит в число крупных производителей высоковольтного электрооборудования России. Наличие современного оборудования и новейших технологий позволяет ТАИЗ занимать одно из ведущих мест на энергетическом рынке России.
  • Предприятие занимает территорию в 60 га, производственные площади составляют 13000 м². Завод имеет 9 цехов и оснащен современным оборудованием для производства линейной высоковольтной арматуры и полимерных изоляторов для воздушных ЛЭП и ОРУ.
  • ТАИЗ выделился в обособленный хозяйствующий субъект в 2004 г.
  • На ТАИЗ заняты 250 человек. Годовой оборот составляет 300 млн. руб..
  • Ведутся опытно-конструкторские работы в области разработки гасителей вибрации традиционного исполнения, а также на основе эластомерных вкладышей, гасителей пляски типа ТДД, производства полимерных изоляторов, шинных опор, жесткой ошиновки, разъединителей на базе композиционных материалов.
  • Номенклатура поставляемой предприятием ЗАО ТАИЗ продукции:
    • Арматура для ВЛ (сцепная, поддерживающая, натяжная, соединительная, контактная, защитная, к проводам СИП, для линий железных дорог, траверсы, крюки к опорам);
    • Изоляторы (полимерные, стеклянные и керамические);
    • Шинные опоры;
    • Ограничители перенапряжения;
    • Инструментальная оснастка;
    • Алюминиевый профиль;
    • Плазменный раскрой металла.

ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ

   По мере усиления конкуренции между предприятиями энергетической отрасли, у ведущего технического персонала завода ТАИЗ усиливается интерес к высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Уместно заметить, что все без исключения зарубежные фирмы-производители линейной арматуры идут по пути максимального использования наукоемких разработок (математическое моделирование явления и средств защиты), которые проводятся ими в содружестве с университетами и научно-исследовательскими институтами.

   На данном этапе развития завода признаны наиболее актуальными следующие направления.

   I. Создание компенсаторов удлинения проводов из материалов с эффектом памяти формы. Во многих регионах страны, где наблюдается интенсивный рост нагрузок (мегаполисы и их пригороды, промышленно развитые и развивающиеся районы, крупные предприятия с значительным потреблением электроэнергии) ощущается все более возрастающая потребность в максимальной загрузке питающих воздушных линий, в основном ВЛ напряжением 35, 110, 220 кВ. Одна из мер повышения пропускной способности существующих воздушных линий заключается в установке регулирующих натяжение провода специальных устройств в некоторых пролетах, наиболее критичных по изоляционным расстояниям провод – земля. Эти устройства позволяют несколько укоротить провод при самых больших токовых нагрузках или/и высоких температурах окружающего воздуха за счет применения вставок из материалов с эффектом памяти формы (МЭПФ). За счет перехода материала из аустенитной фазы в мартенситную при изменении температуры, вставки из таких материалов (пример – никелид титана) могут изменять свою длину (или жесткость изготовленной из МЭПФ пружины) в значительных пределах, обеспечивая тем самым компенсацию удлинения провода в пролете. В рамках работы необходимо провести ряд технологических экспериментов совместно с Институтом прикладной механики РАН (ИПРИМ РАН). В ходе экспериментов будут выбраны соответствующие требованиям энергетики рецептуры МЭПФ, технология изготовления вставок и их форма. Для наиболее полного согласования работы вставок с изменением длины провода в пролете, необходимо разработать численную расчетную программу, которая будет моделировать поведение провода в пролетах, снабженных указанными вставками. Для этой цели необходимо разработать, в содружестве с Белорусским Нац. Техуниверситетом (БНТУ) соответствующий комплекс программ – на базе уже имеющегося расчетного пакета статического равновесия провода на длине полного анкерного участка линии. В дальнейшем, уже силами в основном самого завода, будут изготовлены опытные образцы вставок. Испытания вставок на соответствие заданным характеристикам, на токовую и ресурсную стойкость при вибрации, при многократных нагревах и охлаждениях, а также на отсутствие короны будут выполняться силами партнера ТАИЗ – Хотьковского стенда ЦИЭЛ ОРГРЭС. Заказчиком данной продукции выступает Холдинг МРСК, заинтересованный в повышении пропускной способности своих линий при сохраняющихся неизменными габаритах, ибо все другие способы повышения пропускной способности требуют неизмеримо больших затрат.

  Общая цель работ I блока – создание устройств повышения пропускной способности воздушных ЛЭП распределительной сети России.

   II. Предприятие ТАИЗ испытывает все большую потребность в разработке математических моделей колебаний проводов при ветре (см. также Приложение):

  • вибрации проводов,
  • субколебаний проводов ВЛ с расщепленной фазой,
  • колебаний проводов при пляске. Последнее явление считается наиболее опасным, и в то же время хуже всего поддающимся прогнозным оценкам.

   а) Математическая модель вибрации строится на основе составления полного энергетического баланса колебательного процесса. Колебательная энергия, генерируемая в пролете воздушной ЛЭП при обтекании воздушным потоком (ветром) сопоставляется с энергией диссипации на:

  • демпфирование в материале провода (оно невелико);
  • демпфирование в концевых устройствах пролета (нелинейная нагрузка);
  • демпфирование в гасителях вибрации;
  • аэродинамическое демпфирование провода.

   Далее на основе этого энергетического баланса вычисляется конечная амплитуда колебаний провода, устанавливается необходимость и мощность защитных устройств – гасителей вибрации. Конечной задачей расчета является определение знакопеременных изгибных деформаций в проводе во всех опасных точках пролета в диапазоне возможных частот вибрации и прогнозирование его ресурсной стойкости такой, которая обеспечит надежную работу воздушной линии в течение всего срока ее эксплуатации.

   Сейчас в России существует только одна математическая модель требуемого уровня по подробности математического описания и по ее адекватности в описании явления. (Модель разработана в ЗАО ЭССП. Наличие ее определяет заметные конкурентные преимущества данного предприятия на рынке.) Но упомянутая модель базируется на математических подходах середины прошлого века и уже не может удовлетворить возрастающих требований по учету влияния различных новых элементов (что наиболее важно, современных виброгасителей) которые во все возрастающих масштабах применяются на воздушных линиях России. Кроме того, предстоит построить и расширенное математическое описание вибрации пучка проводов для расщепленных фаз воздушных ЛЭП 330, 500, 750 кВ.

   Планируемые соисполнители работы – МАИ, МГТУ им.Баумана, ИПРИМ РАН, ЦИЭЛ ОРГРЭС.

   Общая программа работ по созданию модели вибрации должна включать также конструирование и наладку не менее чем двух стендов (собственно вибростенда и стенда-пролета малой длины 30-40 м), макетирование и исследования характеристик ряда перспективных конструкций виброгасителей, проведение испытаний на натурных стендах, организацию их опытно-промышленной эксплуатации на воздушных ЛЭП (с наблюдением за поведением проводов и гасителей, т.е. потребуются автономные регистраторы вибрации, выпускаемые за рубежом).

   б) Для прогресса в создании новых конструкций распорок-гасителей, а также гасителей пляски проводов, необходимо создание подробных численных моделей проводов расщепленных фаз воздушных ЛЭП 330, 500, 750 кВ в подпролетах между распорками (субколебаний) и колебаний покрытых гололедным осадком проводов воздушных ЛЭП всех напряжений. Разработку целесообразно проводить на основании общих численных процедур, ввиду сравнительно низкой частоты колебаний (как правило, не более 3-5 Гц) и присущей обеим формам колебаний значительной нелинейности воздействующих сил. Целесообразно организовать два направления разработки, используя подходы БНТУ (метод конечных разностей) и МГТУ им.Баумана (метод конечных элементов), с сопоставлением результатов и выбором более адекватных описаний процесса колебаний в конкретных применениях.

   По общей идеологии и последовательности этапов, эти работы близки к изложенной выше программе II,а) исследований вибрации, выбора типа гасителей, их макетирования, стендовых и натурных испытаний. Планируемые соисполнители работы – МАИ, МГТУ им.Баумана, НИИРП, ЦИЭЛ ОРГРЭС.

   Общая цель работ II,а),б) блоков – создание устройств повышения надежности воздушных ЛЭП и создание технологий оценки и прогнозирования срока эксплуатации линий при использовании тех или иных средств защиты.

Контактная информация

Центральный офис:

Адрес:
300028, г.Тула, ул.Ползунова, д.9Б
Приемная:
+7 (4872) 21-20-26, 21-20-27
Email:
atom22@list.ru

Производство:

Адрес:
301126, Тульская область, Ленинский район, село Алешня, улица Центральная, д.12А
Приемная:
+ 7(4872)701-112, 701-113
Email:
secretary@armiz.ru